Шаг 3. Получите алгоритм действий и примените комплекс мер
Выберите то сочетание участников и типа конфликта, которое обозначили раньше. Скажем, стороны – два руководителя, острый конфликт. Найдите такое сочетание и получите алгоритм.
Алгоритм, который Вы видите, – это пошаговая инструкция: что, в какой последовательности делать. Среди шагов, которые предлагает усмиритель, есть, к примеру, такие: «Решительно погасите пожар эмоций», «Устраните негатив сторон конфликта друг к другу и переходите к реальным действиям, чтобы урегулировать его», «Выясните первоначальную причину, из-за которой возникли противоречия», «Добейтесь, чтобы стороны проанализировали ситуацию и выработали решение конфликта». Как именно все это делать, также указано в алгоритме. Среди рекомендаций – инструменты, о которых Вы раньше, возможно, не слышали. Либо если слышали, то не практиковали. Вспомните об этих инструментах, осмыслите и применяйте.
"Выработали свой алгоритм конфликтов, который состоит из четырех этапов", -
Вера ДАНИЛОЧКИНА, заместитель гендиректора по управлению персоналом компании «Крафт Производство Ковылкино».
"Первый: выясняем интересы каждой стороны. Общаемся с каждым сотрудником отдельно, помогаем преодолеть негативные эмоции, сохраняем нейтралитет. Второй: даем сторонам возможность обсудить ситуацию, описываем общие интересы, которые выявили у них в ходе беседы. Просим участников говорить только о будущем. В итоге они вырабатывают план совместной работы – как достичь общих интересов. Третий: включаем конфликтующих в одну рабочую группу, чтобы они окончательно устранили противоречия. Четвертый: подводим итоги. Спрашиваем, чему сотрудников научило противостояние, как не допустить подобных конфликтов в будущем".
К примеру, чтобы снять негатив, который испытывают друг к другу конфликтующие, в некоторых случаях (в каких конкретно, указано в усмирителе) можно использовать такие методы, как «Ключ» и «Вербализация чувств». «Ключ» разработал дагестанский психотерапевт Хасай АЛИЕВ. Метод состоит из пяти физических упражнений, которые помогают снять нервное и эмоциональное напряжение. Выполнять эти упражнения нужно всем отделом, в котором разразился конфликт. Организуйте мини-тренинг. В числе участников обязательно должны быть оба оппонента. Суть метода «Вербализация чувств» в том, что каждая из противоборствующих сторон проговаривает, во-первых, какие чувства вызывает у нее сложившаяся ситуация, во-вторых, по просьбе ведущего (в этой роли можете выступить Вы) предполагает, какие эмоции испытывает антагонист. Благодаря этому интенсивность отрицательных эмоций снижается, стороны смотрят на ситуацию глазами друг друга.
"Сотрудник инициировал конфликт из-за чувства несправедливости. Выясните, к кому – к себе или к коллегам", -
Константин МУХОРТИН, начальник отдела обучения департамента по оргразвитию и управлению персоналом ГК «АвтоСпецЦентр».
"Если работник конфликтует из-за чувства несправедливости к себе, скорее всего, у него завышенная самооценка. Примените директивное воздействие. Дайте понять сотруднику: если он не готов мириться, значит, пренебрегает нормами и правилами компании. Если он заинтересован в работе, скорее всего согласится прекратить конфликт. Если же противостояние возникло из-за чувства несправедливости по отношению к коллегам по отделу, к своей команде, скорее всего есть реальная проблема. Постарайтесь ее выявить, обсудите сложившееся положение со всем коллективом и найдите выход".
Докопаться до первопричины противостояния можно с помощью картографического метода австралийских конфликтологов ФЭЙР и КОРНЕЛИУС. Не зная, из-за чего вспыхнул конфликт, что послужило триггером, Вы не найдете решения, которое приведет к разрядке в отношениях антагонистов. В центре листа бумаги напишите кратко, в чем проблема, из-за которой возникло противостояние. Например, «взаимоотношения», «повышение зарплаты», «должностные обязанности». По бокам от проблемы отметьте стороны, которые непосредственно вовлечены в конфликт. После попросите каждого участника обозначить потребности и опасения, связанные с проблемой. Например, потребности – «признание», «высокая зарплата», «сложные задачи». Опасения – страхи человека: «провал», «потеря контроля», «финансовый крах», «неинтересная работа». Анализируя и обсуждая свои потребности и опасения, конфликтующие смотрят на проблему глазами друг друга, понимают ее истинную суть, вырабатывают решение, которое удовлетворило бы их обоих.
Руководители и подчиненные по-разному трактуют причины конфликтов, возникающих между ними
Согласно исследованию портала Superjob, сотрудники чаще всего начинают конфликты из-за финансов. На втором месте – большой объем обязанностей. Сотрудники считают: руководитель начинает конфликт, потому что слишком строг. У управленцев другой взгляд. Чаще всего поводом для противостояния становится некачественная работа сотрудников. Начальник также вступает в конфликт с подчиненными, если они не соблюдают трудовую дисциплину. По мнению руководителей, сами сотрудники провоцируют конфликты, потому что не хотят работать.